Перейти к верхней панели

Оптовая торговля авиационным бензином

Краткая справка: нормативные документы по авиабензинам в России

До недавнего времени производство и технические характеристики изготавливаемых авиабензинов регулировались в России ещё «советским» ГОСТом 1012 72 (именно так: ГОСТ был разработан ещё в 1972-ом году!) — теперь же распространяется на авиационный бензин ГОСТ 1012 2013, что несколько изменило общую ситуацию. Данный ГОСТ применим как к бензинам, производимым по государственному оборонному заказу (марки Б-92), так и к бензинам «гражданского» назначения, используемым малой авиацией в виде самолётов и вертолётов с поршневыми двигателями (марки Б-91/115).

При этом важно понимать следующее ключевое отличие авиационного бензина от бытового «автомобильного»: он в обязательном порядке содержит в качестве присадки тетраэтилсвинец (ТЭС), в то время как «автомобильный» бензин от наличия ТЭС избавился давным-давно! Связано это с рядом конструктивных особенностей авиадвигателей: им приходится работать при существенно пониженном давлении окружающей среды (соответственно, падает полнота испаряемости топлива), высокой нагрузки на все подсистемы двигателя (прежде всего на клапанную группу) и т.д. Выделяющийся из бензина свинец в этом случае выступает в качестве антифрикционного агента, а его отсутствие приводит к драматическому падению моторесурса авиадвигателя в целом. Даже за рубежом не существует полностью «зелёных» авиабензинов без свинца: например, популярная марка 100LL расшифровывается как Low Lead(пониженное содержание свинца) — и содержание ТЭС в нём нормируется из расчёта ~1.2-2 грамма на американский галлон.

Потенциальные проблемы с доступностью «гражданского» авиабензина

Из сказанного выше становится очевидно, что оптовая торговля бензином для авиатехники большинству НПЗ просто «не интересна» — если только речь не идёт о гособоронзаказе. В самом деле, по тоннажу этот рынок просто несопоставим с автомобильными бензинами — однако требует от производителя отдельной технологической линии, включая транспортировочную тару (ТЭС «убивает» каталитические конвертеры современных авто даже в случае его присутствия в следовых количествах). Это приводит к тому, что практически весь спрос на «гражданский» авиабензин приходится удовлетворять малым и средним предприятиям — что вкупе с более жёсткой ответственностью производителя за качество топлива (ведь в авиации использование «плохого» авиатоплива как правило заканчивается катастрофой с человеческими жертвами) неизбежно ведёт к значительному росту отпускных цен на авиабензин.

Читайте также: