Выбираем автомобиль среди бестселлеров 2003 года (За рулем)

Четвертый год живет рубрика, в которой мы стараемся вместе с читателями примериться к разным машинам, как правило, не самым дорогим. Между тем российские автолюбители делают свой выбор, подчас удивляя дилеров и аналитиков рынка. Прошлогодние результаты продаж новых иномарок в России весьма красноречиво говорят о всплеске интереса к хорошим машинам. Очевидно, сказалось формирование цивилизованной кредитной системы, да и средний класс стал как будто крепче. ВЫБИРАЕМ АВТОМОБИЛЬ СРЕДИ БЕСТСЕЛЛЕРОВ 2003 ГОДА

ПОПУЛЯРНАЯ ДЮЖИНА

етвертый год живет рубрика, в которой мы стараемся вместе с читателями примериться к разным машинам, как правило, не самым дорогим. Между тем российские автолюбители делают свой выбор, подчас удивляя дилеров и аналитиков рынка. Прошлогодние результаты продаж новых иномарок в России весьма красноречиво говорят о всплеске интереса к хорошим машинам. Очевидно, сказалось формирование цивилизованной кредитной системы, да и средний класс стал как будто крепче.

Но независимо от того, относите вы себя к среднему классу или еще нет, окинуть взглядом первую десятку наиболее продаваемых машин будет полезно. Добавим сюда пару очевидных конкурентов — «Шевроле-Ниву» и вазовскую «десятку» — и приценимся сразу ко всей дюжине. Итак, располагаем машины в соответствии с количеством продаж…

 ВАЗ-2110 — ОТ $6550
Этот автомобиль, наверное, и есть та самая печка, от которой пляшет большинство соотечественников. И хотя по числу проданных машин с «десяткой» не сравнима ни одна иномарка, совокупные годовые продажи последних — одного порядка с моделью-флагманом АвтоВАЗа. Семеро из первых десяти наиболее продаваемых зарубежных авто — одноклассники ВАЗ-2110! Так чем же не устраивает людей машина из Тольятти?

Она объективно превосходит своих корейских конкурентов по многим параметрам — вместимости, экономичности, энергоемкости подвески, производительности отопителя, качеству света, даже удобству посадки. По некоторым показателям, например, максимальной скорости или динамике, не уступает наиболее доступным иномаркам. Однако так же объективно иностранцы предлагают большую надежность! И самое главное — их внешний вид не успел набить оскомину каждому прохожему, а скверный имидж предков — подмочить репутацию.

«ШЕВРОЛЕ-НИВА» — ОТ $10 000
 Даже переписывание ценников с долларов на евро не подорвало интереса к новому русско-американскому вседорожнику. Опыт общения с читателями показывает, что на «Шевроле» многие смотрят, как на обычную легковую машину, что нам представляется в принципе неправильным.

Новая «Нива» — это прежде всего вседорожный автомобиль, самый качественный из тех, что разработаны в России, и самый доступный из тех, что несут заграничную эмблему. Однако редакционная «Шевроле-Нива» уж никак не превосходит надежностью и качеством сборки вазовские «десятки», притом что в обслуживании намного дороже. Если вам нужно просто средство передвижения по асфальту — даже с учетом подходящей цены покупка «Нивы» вряд ли целесообразна. Разве что из соображений патриотизма или любви к марке… «Шевроле».

 «ФОРД-ФОКУС» — ОТ $12 000
Среди моделей с зарубежной родословной за первое место на рынке бок о бок борются «Форд-Фокус» и «Дэу-Нексия». Новичок, безусловно, современнее узбекского конкурента, смотрится более стильно и не так примелькался.

Из недостатков, хорошо знакомых нам по редакционному «Фокусу», отметим не самый удачный мотор объемом 1,6 литра. Его возможности воспринимаются как приемлемые, но не более того; двигатель чувствителен к качеству топлива, а его расход колеблется между слегка повышенным и высоким. Есть, конечно, и другие претензии к машине (ЗР, 2003, № 5), однако, несмотря ни на что, перспективы у нее хорошие.


«ДЭУ-НЕКСИЯ» — ОТ $7700
Многолетняя популярность «Нексии» объяснима: иномарка С-класса за эти деньги… Правда, сегодня 10-процентный выигрыш в цене уже не кажется столь значимым, как несколько лет назад.

Зато у машины есть то, чего так не хватает вазовским «десяткам» — имидж достаточно надежного и неприхотливого автомобиля; для нее к тому же всегда найдешь запчасти. Редакционный опыт эксплуатации подтвердил надежность «Нексии» и относительно невысокие эксплуатационные расходы. Из объективных преимуществ отметим хорошую шумоизоляцию, весьма недорогие запчасти и высокую ремонтопригодность. К недостаткам отнесем неадаптированную к российским условиям подвеску, скромный срок службы задних тормозов и посредственную, даже по меркам легковушки, геометрическую проходимость.

«МИЦУБИСИ-КАРИЗМА» («ЛАНСЕР») — ОТ $14 000
Модели суждено уйти с рынка, когда она заняла третью строку в рейтинге продаж новых иномарок. Столь востребованная в России, «Каризма» уступит место новому «Лансеру», призванному заменить прежний «Лансер» и «Каризму» одновременно. «Лансер», получивший Гран-при журнала «За рулем» на Российском международном автосалоне 2003 года, обещает надолго задержаться в списке лидеров. Собираемые пока только в Японии новые «лансеры» расходятся, как горячие пирожки (поначалу на них вообще записывались в очередь).
Для более детального знакомства с «Лансером» редакция намерена вскоре его приобрести. Как, кстати, и следующего за ним в рейтинге представителя Страны восходящего солнца.

«ТОЙОТА-КОРОЛЛА» — ОТ $13 900
Четвертое место в рейтинге марок по итогам неполного 2003 года. Хотя «Короллу» (седан и хэтчбек) собирают не в Японии, доверие россиян к этой марке на самом высоком уровне.

В «Королле» с двигателем 1,6 л, на которой приходилось ездить, весьма приятным показался именно мотор — с хорошей современной характеристикой. Обратили внимание на энергоемкую подвеску и довольно просторный салон. Из относительных недостатков — менее «драйверским» стал характер «Тойоты» по сравнению с машиной предыдущего поколения. Остались довольно высокими расценки на обслуживание.

 «ДЭУ-МАТИЗ» — ОТ $6200
В целом машинка очень милая. Нормально заводится в морозы, несмотря на малоразмерный аккумулятор, и вообще позволяет ездить, не поднимая капота. Весьма привлекательный аппарат для доставки владельца (или владелицы) на работу в таком мегаполисе, как Москва.

Порадовав вполне приличным качеством сборки и высокой надежностью, редакционный «Матиз» в то же время удивил странными, хотя и очень незначительными уводами вправо при движении по прямой. Только не надо объяснять, что приводы передних колес имеют разную длину и т.п. Машину слегка ведет как на разгоне, так и при торможении двигателем, как при езде по ветру, так и против.
Еще одна болезнь… нет не машины, скорее фирменной сети — дефицит зимних шин, случившийся в преддверии нынешнего сезона.

 «ТОЙОТА-КЭМРИ» — ОТ $28 400
Да, да, снова «Тойота», и уже не С-класса. Большая, надежная, с очень энергоемкой подвеской, достойным уровнем оснащения и… «долларовая». Последнее обстоятельство немаловажно с учетом перешедших на евро немецких машин, недавно весьма популярных в этом классе.

«РЕНО-СИМВОЛ» — ОТ $10 600
Хотя формально седан собирают в России, большую часть машин по-прежнему завозят сюда из Турции: так выгоднее. Постоянные читатели, наверное, знают, что в редакции бегает уже второй по счету «Символ». Первый накатал 100 тысяч: читайте материал в этом номере.

Автомобиль исправно трудился без сколь-нибудь серьезных поломок. Самая большая неприятность — дороговизна планового ТО на 60-й тысяче с заменой ремней: удовольствие на $700.
Из относительных недостатков — скромные возможности «печки» и не всеми воспринимаемый на ура внешний вид.

«ХЁНДЭ-АКЦЕНТ» — ОТ $10 000
Самый доступный на нашем рынке автомобиль с автоматической коробкой передач, хотя, конечно, есть машины с «механикой».
У машины весьма симпатичный и современный интерьер, отзывчивый мотор, хорошая шумоизоляция. Правда, по нашим меркам, не самая удачная подвеска. Плотная, но относительно короткоходная, на коротких волнах она неприятно пихает водителя, нередко срабатывает до отбойников. Добавим, что такой автомобиль трудится в редакции, так что регулярные отчеты о нем появятся в журнале.

«КИА-РИО» — ОТ $10 350
Недавний рестайлинг пришелся машине в самый раз. И главное — не внешний вид: у автомобиля по-настоящему заработала подвеска и поубавилось шумов. Впрочем, шумоизоляция все равно осталась на том уровне, когда ее можно считать, скорее, мелким недостатком, чем преимуществом или просто особенностью.
Хэтчбек «Рио» отличается удлиненным задним свесом, так что смахивает на универсал с большим наклоном заднего стекла.
С рыночной точки зрения, интересна гарантия, предоставляемая дилерами — 5 лет или 120 тыс. км. Кстати, «КИА-Рио» тоже есть в редакции.

 «ШКОДА-ОКТАВИЯ» — ОТ $14 900
Если несколько лет назад позиции «Шкоды» были весьма сильны благодаря «Фелиции», то сейчас продажи обеспечивает бо’льшая по классу и цене «Октавия». К ее достоинствам все реже относят родство с «Гольфом», во-первых, нет прежней выгодной цены на «почти немецкий» автомобиль, а во-вторых, продажи «Гольфа IV» в последние год-два оставляли желать лучшего.

«Октавия» давно ждет обновления, хотя бы косметического. Ее конек — технологическая простота и надежность, недорогое обслуживание, наличие запчастей. С конструктивной точки зрения — по-немецки строгий и функциональный интерьер, очень вместительный багажник, но при этом совсем небольшой запас в зоне коленей задних пассажиров.

В каком-то смысле положение машины на рынке схоже с «Нексией», с поправкой на цену и породу. Однако, если производитель ничего не предпримет, в следующем году удержаться в первой десятке вряд ли удастся.

Очень многие из тех, кто приценивается к новой, относительно недорогой иномарке, ищут альтернативу именно «десятке» (ВАЗ-2112 — ЗР, 2003, № 3, с. 24). Если вам хотя бы иногда требуется проходимость, на «Шевроле-Ниву» стоит обратить внимание! В противном случае она может вас огорчить («ШЕВРОЛЕ-НИВА» — ЗР, 2003, № 6, с. 136).
Коли завод во Всеволожске построен — пути к отступлению отрезаны, будут и рестайлинги с фейслифтингами, и развитая сервисная сеть («ФОРД-ФОКУС» — ЗР, 2003, № 3, с. 24).
Низкая цена перестает быть залогом успеха, и все же списывать со счетов «Дэу-Нексия» как одного из лидеров рано («ДЭУ-НЕКСИЯ» — ЗР, 2003, № 5, с. 176).

Кроме высокого технического уровня и разумной цены, важную роль в предпочтениях российских потребителей играет страна-производитель («МИЦУБИСИ-ЛАНСЕР» — ЗР, 2003, № 8, с. 44).
Благодаря «Королле» фирма вышла в лидеры продаж среди марок, хотя и более дорогие «Кэмри» и «Прадо» внесли заметный вклад в общий успех («ТОЙОТА-КОРОЛЛА» — ЗР, 2002, № 11, с. 36).
Чтобы сохранить отличные условия гарантии, надо исправно посещать сервис и «отстегивать» суммы, не всегда соразмерные со скромными габаритами «Матиза» («ДЭУ-МАТИЗ» — ЗР, 2003, № 9, с. 192).
«Тойоту-Кэмри» с удовольствием покупают в пику владельцам немецких автомобилей бизнес-класса («ТОЙОТА-КЭМРИ» (ЗР, 2002, № 2, с. 30).

Если бы не спорная внешность, «Символ» стал бы очень опасным конкурентом для «Нексии» («РЕНО-СИМВОЛ» — ЗР, 2003, № 5, с. 176).
Не слишком состоятельные любители «автоматов» примеряются в первую очередь к «Хёндэ-Акцент», а уж затем к конкурентам («ХЁНДЭ-АКЦЕНТ» — ЗР, 2002, № 9, с. 14).
Очевидное достоинство «КИА-Рио» — выбор из двух кузовов: седана и хэтчбека («КИА-РИО» — ЗР, 2002, № 9, с. 14). Основные заслуги «Шкоды-Октавия» в прошлом, но уважение к марке поддержит запас народной любви еще какое-то время («ШКОДА-ОКТАВИЯ» — ЗР, 2001, № 5, с. 94).

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
АВТОМОБИЛЕЙ
(ПО 5-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ)
Для субъективной оценки нашей дюжины мы провели небольшое исследование — попытались оценить внешний вид, эргономику, приспособленность к российским дорогам и условия сервиса, наконец, доверие специалистов к тому или другому автомобилю. В роли экспертов выступили люди, относящие себя к нижней прослойке среднего класса. Результаты привели к пятибалльной шкале и подвели итоги.


Здесь специалисты высказали свое представление о том, стоит машина тех денег, которые за нее просят, или нет.

За техническое совершенство высокую оценку получили две «Тойоты» и «Мицубиси», низкую — «десятка» и «Нексия». Обратим внимание, что из двух «тойот» выше балл у
«Короллы» — автомобили оценивались на фоне одноклассников.
Так эксперты оценили имидж каждой из машин.
Самый субъективный параметр — внешность.

Приспособленность «Шевроле-Нивы» к российским условиям оценили невысоко. Здесь учитывались доступность и стоимость сервисного обслуживания, а также надежность.
Удобство и комфорт эксперты оценивали по собственным ощущениям — почти каждый провел некоторое время в салоне всех автомобилей. Любопытно, что простоватый интерьер еще не означает худшую эргономику — взгляните на оценку «Матиза».

В итоговой оценке мы расставили автомобили в соответствии с занятыми местами. Результаты опроса не совсем совпадают с рейтингом продаж 2003 года. Но, надеемся, они будут служить подсказкой тем, кто будет выбирать машину в этом году.

Ориентироваться лучше не только на итоговую оценку — она показывает, насколько интересен автомобиль с точки зрения экспертов. Потенциальному покупателю могут быть гораздо полезнее оценки в отдельных номинациях. С ними можно соглашаться или нет, но стоит принять к сведению, что опрошенные имеют богатый автомобильный опыт и ездили на всех представленных здесь машинах.

Источник: журнал «За рулем», номер 1.2004

Читайте также: